Часть лизинговых компаний может уйти с рынка в результате реформы, что неминуемо нанесет ущерб малому и среднему бизнесу в России. К такому выводу пришли участники круглого стола «Реформа лизинговой отрасли. Влияние регулирования на предприятия в сегменте МСП», который провели сегодня «Деловая Россия» и «Объединенная лизинговая ассоциации» (ОЛА).
Как говорится в резолюции по итогам круглого стола, наибольшую озабоченность участников рынка вызывает тот факт, что «предстоящая реформа приведет к сокращению количества лизинговых компаний сегмента МСП в регионах», что сократит перечень их услуг и вызовет рост тарифов лизинговых компаний. Введение регулирования может привести к вытеснению с рынка более 300 малых и средних лизинговых компаний, об этом заявил президент «Объединенной лизинговой ассоциации» Кирилл Царев. Также тревогу у игроков рынка вызывают предстоящие лизинговым компаниям расходы, которые, по приблизительным оценкам, могут обойтись отрасли более чем в 20 млрд рублей.
Многие участники круглого стола отмечали, что никакой необходимости проводить реформу сегодня просто не существует. Особое внимание к лизингу возникло после ситуации с банкротством крупного авиаперевозчика «Трансаэро», в парке которого оказались в числе прочих лизинговые самолеты. Однако ситуация с этой авиакомпанией нетипична для рынка и не может считаться поводом для начала реформы лизинга. По словам председателя подкомитета по лизингу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Сергея Иванова, бесполезно «обсуждать реформу, не имея концепции развития лизинга». Главная проблема заключается в том, что авторы реформы не ставят перед собой рациональных экономических целей, таких, например, как рост доступности услуг лизинга для малого и среднего бизнеса или увеличение доли лизинга в ВВП до 2%.
Реформа лизинговой отрасли одна из самых обсуждаемых и спорных сегодня. В настоящее время лизинговому рынку предстоит резкое изменение условий регулирования. Реформа предполагает введение, начиная с 2018 года, требований к капиталу лизинговых компаний, обязательный переход на единый план счетов, сдачу отчетности по стандартам МСФО, создание СРО, а также другие меры. В частности, Центральным банком уже разработан законопроект, предполагающий передачу Банку России полномочий по регулированию лизингового рынка, создание Единого реестра лизинговых компаний, представление отчетности лизинговых фирм в ЦБ и применение к ним требований по размеру собственного капитала. Других принципиальных требований на данном этапе к лизинговому бизнесу применено не будет, однако, как заявил советник первого заместителя Председателя Банка России Сергей Моисеев, нельзя исключать появление таковых через несколько лет.
Как утверждается в резолюции круглого стола, переход на единый план счетов повлечет за собой существенные расходы, а для компаний с активами менее 500 млн рублей сумма расходов может быть сопоставима с прибылью за два года.
При этом несколько сотен действующих лизинговых компаний (315, по данным ФАС) могут не вписаться в требования по минимальному капиталу и уйти с рынка. Президент ОЛА призвал ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для малых лизинговых компаний. Ведь рынок лизинга активно развивался на протяжении последних лет. «Операцию мы проводим на живом клиенте, при проведении реформы нужно не перерезать жизненно важную артерию», — сказал Кирилл Царев.
Как заявил на круглом столе представитель ЦБ Сергей Моисеев, в настоящее время обсуждение законопроекта уже закончено, и он будет передан в парламент. По мнению Сергея Моисеева, уход с рынка малых лизинговых компаний не является существенной проблемой, поскольку их доля на рынке ничтожна, значительная часть этих компаний не занимается лизинговым бизнесом, или они были созданы для налоговой оптимизации и отмывания преступных доходов. Роль малых компаний в регионах могут выполнять крупные на базе дигитализации и удаленной идентификации клиентов. Целью реформы является увеличение прозрачности рынка, которая, в свою очередь, приведет к удешевлению фондирования лизинговых компаний.
Однако многие участники круглого стола не согласились с такой позицией. Как заявил Председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, в настоящее время нет никаких финансовых или экономических причин, чтобы торопиться с реформой. Реформу надо проводить поэтапно, и на первом этапе следует устранить противоречия в законодательстве.
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков высказал мнение, что важнейшим стимулом развития рынка до сих пор было наличие «регуляторного арбитража», то есть различия режимов регулирования у банков и лизинговых компаний. Усиление регуляторных рисков на рынке приведет к тому, что лизинговые компании будут превращаться в департаменты коммерческих банков, то есть лизинг, по сути, перестанет существовать и превратится в банковский кредит. В результате он станет недоступен малому и среднему бизнесу в России.
Сергей Моисеев заверил участников круглого стола, что Центральный банк готов разработать поэтапные графики проведения реформы, в частности, переход на новые правила бухгалтерского учета произойдет после 2021 года.
Лизинговое сообщество обеспокоено тем, собирается ли ЦБ реагировать на пожелания и замечания участников рынка, поскольку по итогам мероприятия не получило ответов на ряд волнующих вопросов. Например, в резолюции круглого стола содержится требование не изменять правила учета уже заключенных лизинговых сделок, однако в ЦБ пока не могут согласиться с подобными требованиями. Фигурирующие в рекомендациях круглого стола положения о необходимости разделить регулятивные подходы к крупным и малым лизинговым компаниям также в настоящий момент не находят понимания у регулятора.