Предприятиям необходимо обновлять оборудование и транспортный парк, где износ достигает 50%, рассказал для газеты «Ведомости» Вячеслав Спиров, директор департамента корпоративного бизнеса «Сбербанк лизинг»
Реалии экономики ставят перед бизнесом очередной вызов – как развиваться и обновлять парк машин и оборудования. Степень износа основных фондов предприятий приближается к 50%: по данным Росстата, с 2008 г. этот показатель вырос с 43,4 до 47,3%. Средний возраст имеющихся транспортных средств составляет 11,1 года. Хуже всего ситуация в оптовой и розничной торговле – износ транспортных средств здесь 62,3%. У предприятий просто не хватает денег на модернизацию своего производства и парка.
Традиционное кредитование как классическое решение при дефиците средств при нынешних ставках очень дорого и зачастую попросту недоступно. Предприниматели, особенно в малом и среднем бизнесе, стараются использовать альтернативный инструмент финансирования – лизинг. Сектор МСБ быстрее привыкает к меняющимся экономическим реалиям и заставляет менять в том числе поддерживающие его финансовые решения.
Из-за кризиса в лизинге, как и в кредитовании, заметно серьезное падение объемов бизнеса. Объем нового бизнеса рынка лизинга за три квартала 2015 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на четверть (26%), с 522 млрд до 385 млрд руб. (данные RAEX). В то же время объем предоставленных кредитов субъектам МСБ сократился практически на треть (31,5%), с 5,7 трлн до 3,9 трлн руб. (данные ЦБ).
При этом доля МСБ в новых лизинговых сделках уже превышает 50%, тогда как еще в 2014 г. была на уровне 44%, а годом ранее – немногим более 30%. Нужно признать, что поддержку сегменту оказали госпрограммы субсидирования, но тенденция налицо – активность на рынке лизинговых сделок в малом и среднем бизнесе с каждым годом растет, в первую очередь, за счет увеличения доли продаж легковых и грузовых автомобилей. В структуре нового бизнеса лизинга автосегмент (легковой и грузовой транспорт) занимает уже порядка 37% сделок (за девять месяцев 2014 г. было 32%), опережая авиа- (21%) и железнодорожную технику (16%). Но в абсолютных цифрах объем продаж машин в лизинг падает: 141 млрд руб. за девять месяцев 2015 г. против 166 млрд руб. за тот же период прошлого года (сокращение на 15%).
Потребности клиентов МСБ и цель сохранить продажи на уровне прошлого года стали главным драйвером изменений в лизинговых программах. Сегодня разнообразие лизинговой продуктовой линейки уже сопоставимо с кредитными предложениями. Благодаря автоматизации бизнес-процессов и развитию филиальных сетей, оптимизации и упрощению процессов принятия решений на первое место вышли скорость и простота оформления лизинговых сделок.
Появились и такие предложения, которые позволяют существенно отсрочить погашение основной части долга, когда за счет выбора подходящей выкупной цены предмета лизинга можно заметно уменьшить сумму ежемесячного платежа (выкупной платеж может достигать 40% стоимости предмета лизинга). Гибкость и большие объемы финансирования в короткие сроки – одни из несомненных преимуществ лизинга, и он продолжает подстраиваться под новые экономические реалии.
Для современного отечественного бизнеса, который заинтересован в быстром запуске производства, модернизации основных фондов, чтобы предлагать в конечном счете конкурентную продукцию, новые форматы лизинга становятся еще более понятным и доступным инвестиционным инструментом. Отрадно, что и государство в этом году стало уделять больше внимания сектору лизинга, предусматривая в разных федеральных и региональных программах субсидирование процентных ставок и авансового платежа. Не исключено, что господдержка продолжится и в будущем году. Новые экономические реалии диктуют свои правила игры, рынок изменился, но важно, что при этом расширился и выбор предложений.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.