Экспресс-лизинг предполагает ускоренное рассмотрение заявки и упрощенный набор документов. Это приводит к дополнительным рискам для лизингодателя, поскольку он не может досконально проверить финансовое состояние клиента. Минимизировать потенциальные потери лизинговые компании стараются, повышая сумму аванса до 40% и ставку на 1-3%. Однако, несмотря на более жесткие условия и кризис, популярность экспресс-продуктов продолжает расти. Спрос на них обеспечивает в основном средний и малый бизнес. Участники рынка надеются, что тенденция сохранится в среднесрочной перспективе. Эксперты же считают, что востребованность формата заставит лизинговые компании более тесно сотрудничать с поставщиками, что обеспечит клиентам более выгодные предложения.
Экспресс-обслуживание на рынке лизинга — это упрощенный пакет документов и минимальный срок рассмотрения заявки. Андрей Писаренко, генеральный директор "Элемент Лизинга", напоминает, что в зависимости от компании пакет документов может включать в себя от 3 до 6 наименований, а время рассмотрения заявки — колебаться от 15 минут до одного рабочего дня. Лимит финансирования, по оценкам экспертов, составляет 10-12 млн руб. на одного заемщика.
Таким образом, клиент проходит минимальную оценку финансового состояния. Такая упрощенная процедура грозит лизингодателю повышенными рисками, поэтому компании стараются их компенсировать, увеличивая ставку и размер первоначального взноса.
Однако у лизингодателя по-прежнему остается возможность снизить конечную стоимость продукта для клиента. По словам Дмитрия Зотова, лизинговые компании зачастую могут получать большие скидки от поставщиков. Кроме того, действует программа субсидирования аванса для лизинга автотранспорта российского производства, что также делает приобретение техники экспресс-способом более доступным.
Несмотря на кризис, сегмент рынка экспресс-лизинга будет активно развиваться и расти в объемах, убеждена Ольга Кириллова, директор управления организации продаж Сбербанка. Большую часть рынка займут те лизинговые компании, которые смогут создать разветвленную сеть розничных продаж, считает эксперт. "По первым результатам расширения географии продаж компании "Сбербанк Лизинг" в сети Сбербанка мы видим возрастающий спрос на лизинг со стороны корпоративных клиентов банка",— говорит госпожа Кириллова. Объем экспресс-лизинговых продаж в "Сбербанк Лизинге" по итогам первых 9 месяцев 2015 года превысил аналогичный показатель прошлого года на 50%. Рост отмечают и в "Экспресс Лизинге": по данным Андрея Писаренко, если по итогам 9 месяцев 2014 года доля экспресс-продуктов в портфеле компании составляла 9,8%, то за этот же период 2015 года она достигла 15%.
Рост спроса эксперт объясняет тем, что возможность приобрести технику для своего бизнеса гораздо быстрее, чем с помощью стандартного продукта, имеет большое значение для предпринимателей — особенно в кризис, когда, например, простой во время замены автопарка недопустим. Кром того, экспресс-оформление выбирают успешные и крупные компании, которые хотят сэкономить время, затрачиваемое на сбор документов и их рассмотрение.
Участники рынка экспресс-лизинга рассчитывают, что спрос на их услуги продолжит расти в среднесрочной перспективе. Сегодня на рынке лизинговых экспресс-продуктов наблюдается отложенный спрос, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Тем более что во многих европейских странах большая доля ликвидного имущества — легковых и коммерческих автомобилей, строительной и спецтехники — реализуется именно при помощи экспресс-лизинга.
Как полагают эксперты, сыграет роль и гибкость лизингодателей, а также рост популярности продукта у представителей малого и среднего бизнеса, о чем свидетельствует и то, что сумма лизинговой сделки год от года уменьшается. Со своей стороны, лизинговые компании и поставщики будут еще более тесно сотрудничать, что обеспечит их клиентам более выгодные условия предложений и повысит их востребованность.