Для 2014 года было характерно активное развитие розничного направления вследствие сокращения объема крупных корпоративных сделок на лизинговом рынке. Однако дальнейшее замедление экономики России и девальвация национальной валюты в конце года негативно отразились на спросе со стороны лизингополучателей в 1 полугодии 2015 года. В результате, по расчетам агентства, в январе – июне 2015 года количество лизинговых сделок на рынке сократилось на 35%.
Во II квартале 2015 года оживили рынок укрепление рубля и плавное снижение ключевой ставки Банком России. Доля сделок с представителями МСБ в структуре нового бизнеса составила около 50% за 1 полугодие 2015 года (см. график 10). Агентство отмечает, что на динамике доли МСБ также сказалось повышение в два раза порогов выручки для отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, так как новые критерии были учтены в анкетах исследования.
Подавляющая часть розничных сделок (около 81%, годом ранее 69%) была заключена в автосегменте, который, несмотря на снижение абсолютных объемов, остается крупнейшим по доле. Поддержку лизингу автотранспорта оказала государственная программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года. Согласно анкетированию, только 12% объема нового бизнеса с автомобилями за 1 полугодие 2015 года передано в лизинг в рамках госпрограммы. У некоторых лизингодателей доля таких сделок достигла 25%. Подавляющее большинство респондентов позитивно отнеслось к запуску госпрограммы и, участвуя в ней, не столкнулось со сложностями программы при реализации автомобилей. Недостатком программы Минпромторга является незначительный объем средств (3,5 млрд рублей), которого, по нашим оценкам, не хватит до конца действия госпрограммы (до 1 декабря 2015 года). По этой причине автолизинг не сможет удержать рынок от дальнейшего сокращения. Вместе с тем, учитывая положительные отклики о данном инструменте государственной поддержки и продолжающееся падение автопродаж, по нашему мнению, высока вероятность продления программы льготного автолизинга.
Стоит отметить, что под условия льготного автолизинга подпадают только автомобили, произведенные на территории РФ. Данное обстоятельство на фоне удорожания иностранных автомобилей из-за падения курса рубля усилило снижение объема импортных автомобилей в структуре нового бизнеса. Результаты анкетирования подтвердили данную тенденцию: доля импортных грузовых автомобилей в объеме нового бизнеса компаний упала в среднем с 52,5% до 37,6%, доля легковых – с 73,7% до 65,8%. По мнению агентства, более сильное снижение доли импорта в сегменте грузовых автомобилей в отличие от легковых объясняется наличием российских аналогов приемлемого качества и более устойчивым спросом со стороны VIP-клиентов на легковые автомобили премиум класса.
Помимо поддержки отечественного автопрома, госпрограмма может оказать позитивное влияние на развитие операционного лизинга автотранспорта. Участие государства в лизинговых сделках является своего рода гарантом надежности и прозрачности такой услуги, как оперативный лизинг для физических лиц. Агентство отмечает, что на протяжении последних четырех лет объем автомобилей для личного пользования, а также машин, переданных в краткосрочную аренду, практически не изменился. «Оперативный лизинг для физических лиц пока не столь понятен гражданам, поскольку на российском рынке после уплаты всех платежей принято актив получать в собственность, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В данный момент определенные сложности создает и недостаточное развитие вторичных рынков авто и аренды, заметно отсутствие привычки и готовности работать с арендованным активом. Необходимо работать с клиентами, обеспечивать информацией, рассказывать о новых тенденциях рынка». Поэтому грамотная реклама и продление госпрограммы могут заложить основу для формирования и расширения клиентской базы для такого направления.