Юристы Балтийского Коллекторского Агентства описывают историю обращения по реальной ситуации, произошедшей между лизинговой компанией и её клиентом.
Санкт-Петербургская компания А. занимается масштабным строительством и имеет собственный парк спецтехники, которую выкупает в основном по договору лизинга. Примерно год назад в компании начали приобретение по договору лизинга самосвал марки КамАЗ, и в течение года, используя его на производстве, окончательно выкупили данную единицу спецтехники.
По договору, лизингодатель, получив в полном размере выплаты за автомобиль, должен был перевести КамАЗ в собственность клиента, передав паспорт транспортного средства и другие документы во владение компании А.
Но за день до передачи прав собственности внезапно выяснилось, что лизинговая компания объявила о своем банкротстве, и документы на самосвал находятся в банке, который забрал автомобиль в качестве обеспечения кредита. То есть, лизинговая компания взяла кредит под КамАЗ, и при этом, получала деньги за него на протяжении этого времени от компании А.
И теперь банк, получив документы на транспортное средство, собирается конфисковать его физически у компании А. и реализовать в счет уплаты долга лизинговой компании.
Неизвестно, была ли это спланированная акция, или лизинговая компания действительно не смогла удержаться на плаву в своем сегменте бизнеса и обанкротилась, но ее представители разводят руками и сообщают о своей готовности ответить перед компанией А. лишь уставным капиталом, который составляет 10 000 рублей.
Банк же, со своей стороны, не оставляет фактических хозяев КамАЗа в покое, и еженедельно требует передать машину во владение своей организации. Компания А. вышла из положения тем, что снимает кабину автомобиля, разбирает ее на сервисе перед каждым визитом оценщика, и предлагает представителю банка забрать ее в таком виде. Руководство комментирует это тем, что по договору лизинга они имеют право использовать машину как угодно, и в данном случае они приобрели ее, чтобы разобрать на запчасти. А после, автомобиль снова собирается в рабочее состояние и выходит на линию.
Однако, в банке нашли выход из этой ситуации и нынче требуют вернуть рыночную стоимость КамАЗа.
О вариантах выхода из этой непростой ситуации рассказывает Александра Щепеткова, юрист-консультант Балтийского Коллекторского Агентства:
«Согласно ст. 18 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга. Но при этом Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга. Таким образом, в тексте договора лизинга должны быть в обязательном порядке указаны права третьих лиц на имущество, передаваемое по договору лизинга, в том числе и права Банка.
Ранее, судебная практика была такова, что при указании в договоре прав третьих лиц или возможности возникновения таких прав влекло за собой удовлетворение требований Банка: он имел право обратить взыскание на имущество, выкупленное лизингополучателем.
В марте 2012 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вынес Постановление, из текста которого следует: «Поскольку общество внесло все лизинговые платежи и стало собственником судна, то с момента регистрации за ним права собственности на это имущество одновременно с прекращением права собственности лизинговой компании прекратилось и право залога банка. Обращение взыскания на имущество, в отношении которого залог уже прекратился, законодательством не предусмотрено (статьи 348, 349 ГК РФ).»
В связи в вышеупомянутым Постановлением судебная практика перестала быть единообразной.
К сожалению, российское право не является коллизионным, а судебная практика носит лишь рекомендательный характер.
Так что в данном случае, в первую очередь, необходимо выяснить условия договора лизинга в отношении залога имущества, передаваемого в лизинг: если данное условие не указано, то лизингополучатель, выкупивший имущество, признается добросовестным приобретателем, не извещенным о правах третьих лиц на данное имущество, что может дать возможность в суде защитить свои права лизингополучателю.
Помимо этого необходимо ссылаться на новую судебную практику в отношении залога на имущество, передаваемое по договору лизинга».
То есть, шанс оставить автомобиль у компании А. все-таки есть, но за свои права придется побороться в нескольких судебных инстанциях.